Колледж будущего будет доступен всем и каждому

Массовые открытые онлайн-курсы используют мощь огромного числа своих слушателей на дискуссионных форумах для совершенствования самих курсов.

Преподавание курса «Введение в социологию» стало практически второй натурой Митчела Данайра, — профессора из Принстона. Он 30 раз вел этот курс, а учебник в его соавторстве выдержал восемь изданий. Но прошлым летом, когда от трансформировал класс в бесплатный онлайн-курс, ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами: Куда он должен смотреть, когда камера записывает лекцию? Разделяют ли его идеи те 40 000 студентов, которые записались онлайн? И как он может узнать, чему они научились?

Во многих отношениях, путь профессора Данайра от преподавателя в аудиторном зале до инструктора десятков тысяч в онлайне, отражает широкое движение, которое может привести к изменению системы высшего образования. Уже сейчас несколько компаний предлагают бесплатные инструктажи уровня колледжа всем, имеющим выход в интернет, а не только избранному меньшинству в кампусах за большие деньги.

Более того, эти массовые открытые онлайн-курсы, или МООК, с помощью краудсорсинговых технологий используют мощь огромного числа своих слушателей на дискуссионных форумах для совершенствования самих курсов, для привлечения профессоров к онлайн-лекциям и высвобождению учебных часов в кампусах для общения со студентами.

Распростаранение МООК-ов может повлечь серьезные последствия. Колледжи нижнего звена уже стодкнулись с сопротивлением своим высоким расценкам. Им трудно убедить студентов в том, что их курсы стоят своих денег. Но некоторые эксперты сомневаются в том, что онлайн-обучение может быть оценено и предупреждают о возможном мошенничестве.

Впервые МООК-и попали в центр внимания в прошлом году, когда Себастьян Тран, — профессор Стэнфорда, — предложил бесплатный курс по искусственному интеллекту, собравший 160 000 студентов из 190 стран. Последующая шумиха в прессе побудила научную элиту университетов по всей стране начать открывать высшее образование для всех, надеясь, что в конечном итоге на этом получится заработать деньги.

Инициатива распространилась ошеломительно. Миллионы студентов смогли теперь записываться на сотни онлайн-курсов, в том числе на предлагаемые компанией Udacity, основанной г-ном Траном; компанией edX, — совместным предприятием Гарварда и Масачусетского технологического института; компанией Coursera, — дочерним предприятием Стэнфорда. Именно последние предложило курс профессора Данайра и еще 200 других.

Никто пока не знает, как будут развиваться эти массовые курсы, но их привлекательность для широкой аудитории несомненна. Пенсионеры из Индианы видят в них способ пожизненного обучения. Студенты из Индии — единственную дорогу к работе, требующей образования уровня колледжа.

Вовлеченные профессора сталкиваются с новыми проблемами. «Сначала это по настоящему страшно готовить лекции без живовой аудитории, не зная, кто тебя слушает и как реагирует», — говорит профессор Данайр. «Я говорил о таких вещах, как расовые различия в IQ, Абу-Грейб и общественные туалеты, и я беспокоился, что мои лекции могут быть встречены как пример американского этноцентризма.»

Фидбэк пришел быстро. Когда его первая лекция стала доступна онлайн, студенты написали сотни, а потом и тысячи, комментариев и вопросов в дискуссионных онлайн-форумах. Их было слишком много для профессора Данайра. Но помогли краудсорсинговые технологии: каждый студент на форуме может голосовать за вопросы и комменты, перемещая их вверх или вниз. Так что профессор мог видеть важнейшие сообщения и соответсвенно планировать свои лекции.

Большие аудитории

Создавая такие курсы, как у профессора Данайра, топовые университеты остаются в выигрыше, как в плане престижа, так и в плане совершенствования своей педагогики. Похоже, в них мало кого беспокоит размывание привлектальности своего бренда. Зато подвергаются рискам небольшие колледжи. Для них соблазнительно отказаться от собственных вводных курсов и читающих их профессоров в пользу более дешевых онлайн-курсов от знаменитых профессоров.

«Мы достигли переломного момента, когда каждый из ведущих универсистетов думает о том, что он будет делать онлайн», — говорит Питер Макферсон, — президент Ассоциации публичных и земельных университетов. «В некотором смысле, важнейшим фактом, касающимся МООК-ов от ведущих университетов, является то, что они обеспечивают прикрытие, которое позволяет другим универсистетам не извиняться за выкладывание курсов онлайн.»

В стремлении не отстать элитные университеты выстраиваются в очередь к провайдерам МООК. Компания Coursera, которая в апреле начала работу с Принстонским, Пенсильванским, Стэнфордским и Мичиганским универсистетами, теперь является лидером отрасли и партнером 33 университетов. Но также быстро расширяется и edX. Калифорнийский университет и Беркли уже присоединились к нему, а Техасский университет объявил, что будет использовать курсы edX в кредит. Студеты одного из классов Udacity могут получить кредит через Мировой кампус Университета Штата Колорадо. Большинство провайдеров МООК планируют предоставлять кредиты и установить плату за сертификаты и очные экзамены.

Эта краудсорсинговая версия колледжа просачивается в каждый академический уголок. Первые МООК-и концентрировались в компьютерной науке и инжиниринге. Предметы соответствовали компьютерным отраслям. А профессор Данайр стал одним из пионеров, предложивших гуманитарные курсы, в которых весь процесс оценивания, от тестов до экзамена, осуществляется самими студентами с помощью критериев, разработанных профессором.

Существуют курсы по современной американской поэзии (одним из студентов является сенатор Ричард Дж. Дурбин, демократ из Иллинойса), политике здравоохранения и Закону о доступной медицине (ведет д-р Иезекииль Дж. Эмануил, бывший советник по вопросам здоровья Бюро управления и бюджета), а также «Введение в импровизацию».

Профессора восторгаются тем, что за один курс обучают больше студентов, чем могли бы за всю жизнь. Д-р Иезекииль хвастается открыткой от студента из Шри-Ланки. Аль Филрейс, — профессор поэзии, — рассказывает о 81-летнем греке, который получил 180 откликов на свое эссе об Эмили Дикинсон. Есть рассказы о пожилых студентах, делающих домашнюю работу будучи подключенными к жизнеобеспечивающей аппаратуре, и о представителях персонала Капитолийского Холма записавшихся на курс политики здравоохранения.

Дикий Запад

Профессор Данайр взволнован. «За три недели я получил больше откликов на мои социологические идеи, чем за всю свою преподавательскую карьеру», — говорит он. «Я понял, что нет таких деликатных тем, которые не вызывали бы вежливого обсуждения в международном сообществе.»

Дискуссионный онлайн-форум породил много культурных обменов. Однажды профессор Данайр рассказывал о социальных нормах, и в качестве примера рассмотрел недостаток публичных туалетов для уличных торговцев. Рассказ включал в себя видео о торговцах Нью-Йорка. Вскоре после этого студенты из Гонконга, Индии, России и еще откуда угодно стали комментировать ситуацию в своих странах.

Между тем, по всему миру формировались изучающие группы. 22-летняя Дипендра К.С. из Катманду (Непал) связалась со своими четырьмя бывшими одноклассниками с тем, чтобы вместе готовиться к промежуточному и финальному экзаменам. «Мы просматривали лекции, дискуссионный форум, отмечали темы, которые освещались профессором, пытаясь предугадать экзаменационные вопросы», — рассказала она.

Будем благодарны, если поделитесь статьей:

Back to Top